Комитет по охране здоровья населения и социальному развитию

Вопрос-ответ

Кого могут привлечь к административной ответственности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав?

В соответствии с ч.1 статьи 2.3 КоАП РФ к административной ответственности привлекаются лица, достигшие 16 лет.

В соответствии с ч. 1. ст. 23.2. КоАП РФ комиссии по делам несовершеннолетних могут рассматривать правонарушения, совершенные несовершеннолетними, а также предусмотренные ст.ст. 5.35., 5.36., 6.10., 20.22. КоАП РФ.

По ст. 5.35. комиссии могут привлекать к административной ответственности родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего, на которых лежит обязанность по содержанию, воспитанию, обучению и защите прав и интересов несовершеннолетних.

По ст. 5.36. комиссии могут привлекать к административной ответственности: руководителей учреждений, в которых находятся дети оставшиеся без попечения родителей; должностных лиц органа исполнительной власти субъекта РФ; должностных лиц органов местного самоуправления.

По ч. 1 ст. 6.10. комиссии могут привлекать к административной ответственности любое вменяемое, достигшее возраста административной ответственности (16 лет) лицо, в действиях которого есть признаки правонарушения, предусмотренные данной нормой.

По ч.2. ст. 6.10. к административной ответственности привлекаются родители или иные законные представители несовершеннолетнего, на которых лежит обязанность по содержанию, воспитанию, обучению и защите прав и интересов несовершеннолетних.

По ст. 20.22. комиссии привлекают к административной ответственности родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, не смотря на то, что правонарушение совершено несовершеннолетним.

Что делать, если подросток совершил правонарушение в возрасте 17 лет, а к моменту рассмотрения на заседании комиссии его дела ему уже исполнилось 18 лет? 

Согласно части 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Поскольку на момент совершения правонарушения подросток был несовершеннолетним, то материал должен рассматриваться КДН. 

Можно ли привлечь к административной ответственности родителей, являющихся военнослужащими, прокурорами или следователями прокуратуры? 

В соответствии со статьей 2.5. к административной ответственности нельзя привлечь на общих основаниях за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей родителей, которые являются военнослужащими, гражданами, призванными на военные сборы, имеющими специальные звания сотрудниками органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов. Но данный факт не освобождает их от иных видов ответственности. Например, протокол, составленный по ст. 5.35. КоАП РФ на родителя (лей), который является военнослужащим или приравненным к нему лицом должен направляться (п.1 ч. 2 ст. 29.9) по месту прохождения службы данным лицом, где к нему в соответствии с дисциплинарным уставом или специальным положением о прохождении службы должны быть применены меры дисциплинарной ответственности. 

В соответствии со ст. 42 Федерального закона «О прокуратуре РФ», производство по делам о правонарушениях, совершенных прокурором или следователем прокуратуры, является исключительной компетенцией органов прокуратуры.

Можно ли за совершение административного правонарушения лицом в возрасте от 16 до 18 лет применить к нему не меры административного воздействия, предусмотренные КоАП РФ, а меры общественного воздействия, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних? 

Что такое малозначительное правонарушение (ст.2.9)? 

Часть 2 статьи 2.3. Кодекса допускает возможность освобождения несовершеннолетнего от административной ответственности комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее КДНиЗП) с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о несовершеннолетнем совершившим административное правонарушение. Данная возможность, к сожалению, не обеспеченна процессуальным механизмом ее реализации. Так, необходимо учитывать, что любое возбужденное дело об административном правонарушении должно быть разрешено в соответствии с Законом. По итогам рассмотрения дела может быть вынесено либо постановление, либо определение. Если мы ведем речь об освобождении от административной ответственности и прекращении производства, то соответственно по итогам рассмотрения дела об административном правонарушении согласно положениям ст. 29.9. Кодекса должно быть вынесено постановление о прекращении производства по делу. Вышеуказанная норма в качестве оснований для вынесения данного вида постановления называет только три, среди которых: наличие хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу (исчерпывающий перечень которых закреплен в ст. 24.5); объявление устного замечания в соответствии со ст. 2.9 (малозначительность); наличие в действиях (бездействии) лица признаков преступления. Как видно из приведенного выше перечня, который является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, ни учет конкретных обстоятельств дела в отношении несовершеннолетнего, ни конкретных данных о нем не дают право КДНиЗП вынести постановление о прекращении производства по делу, если не будет хотя бы одного из трех выше приведенных оснований.

Необходимо отличать освобождение несовершеннолетнего от административной ответственности в порядке ч.2 ст. 2.3 КоАП и освобождение от административной ответственности по малозначительности правонарушения (ст. 2.9.).  

Постановление Пленума Верховного Суда РФ 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (пункт 21) дает разъяснение, что следует понимать под малозначительным административным правонарушением. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

При этом нельзя путать устное замечание, которым может ограничиться комиссия, с предупреждением, которое в отличие от замечания является административным наказанием.  

Когда лицо освобождается от административной ответственности в порядке ч. 2 ст.2.3. КоАП РФ, об этом выносится определение в соответствии ч.2 п.1 ст. 29.9. При освобождении от административной ответственности по данному основанию должны учитываться конкретные обстоятельства дела и данные о лице, то есть особенности личности правонарушителя или его последующее после правонарушения поведение. В данном случае к лицу, освобожденному от административной ответственности, в обязательном порядке применяются меры воспитательного воздействия. Например, в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации регулирующим порядок деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и закрепляющем возможность применения мер воспитательного воздействия.

 

Вам готовы оказать помощь:

1.   Уполномоченный по правам ребенка по Тамбовской области. Адрес: г. Тамбов, ул. Советская, 106 А, телефон доверия 8(4752)72-65-44

2.       Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации города Тамбова.

 Адрес:  г. Тамбов, ул. Гастелло, 32 А, каб. 212, тел.-факс  44-33-48, 44-44-01

3.       Отдел опеки и попечительства комитета образования администрации города Тамбова. Адрес: г. Тамбов, ул. Гастелло, 32 а, каб.106  тел. 49-35-04, 49-35-02, 49-35-01.

4.       Группа по делам несовершеннолетних отдела полиции № 1 УМВД России по городу Тамбову. Адрес: г. Тамбов, ул. Советская, 44, тел.79-19-09

5.       Группа по делам несовершеннолетних отдела полиции № 2 УМВД России по городу Тамбову. Адрес: г. Тамбов, ул. Новостремянная, 8 А, тел.44-83-97

6.       Группа по делам несовершеннолетних отдела полиции № 3 УМВД России по городу Тамбову. Адрес: г. Тамбов, ул. Советская, 198 Г, тел.57-52-62

7.       Отделение по делам несовершеннолетних УМВД России по городу Тамбову. Адрес: г. Тамбов, ул. Мичуринская, 112 А, тел. 57-51-98

8. Подростковый наркологический кабинет ОГБУЗ «Тамбовская психиатрическая клиническая больница» (врачи-наркологи, психотерапевты, психологи, социальные работники) Адрес: г. Тамбов, ул. Мичуринская, 139, тел: 53 - 82 – 27