Комитет образования

Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.

В Конституции Российской Федерации и Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей на современном этапе является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.

Создание безбарьерной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья регламентируют Статья 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Поручение Президента Российской  Федерации  от  17.04.2009 № ВП-П13-6734, Государственная программа Российской  Федерации «Доступная среда».

Рекомендациями   по   созданию  условий для получения образования детьми  с  ограниченными  возможностями  здоровья  и  детьми-инвалидами в субъекте Российской Федерации (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации  от  18.04.2008  № АФ-150/06 «О создании  условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами») определен перечень требований к созданию условий для развития интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов:

- наличие в образовательных учреждениях различных типов условий для беспрепятственного доступа лиц с ОВЗ и инвалидов (данный пункт предполагает наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, специально оборудованных учебных мест, туалетов, выделенных зон в гардеробах для переодевания обучающихся-инвалидов, отсутствие порогов, выделение яркой краской зон рисков и т.д.);

- наличие образовательных программ, адаптированных с учетом особенностей развития учащихся;

- комплексное   психолого-медико-педагогическое   сопровождение лиц с особыми потребностями на протяжении всего периода обучения;

- специальная подготовка   педагогов   образовательной   организации  в области особенностей организации обучения таких граждан;

- создание атмосферы толерантности в отношении любого учащегося.

В настоящее время в ряде муниципальных общеобразовательных организаций создаются условия для безбарьерной среды, обеспечивающей беспрепятственный доступ детей с ограниченными возможностями здоровья в здания и помещения образовательных организаций за счет средств федерального и областного бюджетов.

В соответствии   с   поручением   Президента   Российской    Федерации о реализации Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда», приказами управления образования и науки Тамбовской области муниципальная система образования с 2011 года принимает участие в реализации Программы.

В настоящее время мероприятия по исполнению Программы реализуются в 13-ти муниципальных общеобразовательных организациях (№№ 4, 5, 9, 11, 13, 21, 22, 24, 30, 31, 33, 35, 36), а также в организациях дополнительного образования - МАУДО «Детско-юношеская спортивная школа № 1», МАУДО «Детско-юношеская спортивная школа № 6», МБУДО «Центр дополнительного образования детей». За 2011-2018 годы созданы материально-технические условия для обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на общую сумму более 31 млн. рублей за счет средств федерального и областного бюджетов.

В зданиях образовательных организаций осуществлены ремонтные работы в целях создания безбарьерной среды за счет субсидий из бюджета Тамбовской области. В перечень ремонтных работ вошло устройство внешних и внутренних пандусов, замена входных групп, обустройство запасных входов, замена дверных и оконных блоков, ремонт и обустройство санузлов, кабинетов педагога-психолога, сенсорных комнат, комнат для приема пищи детей-инвалидов, устройство поручней у центрального входа и вдоль путей следования (коридор) детей-инвалидов и др.

Современное техническое оснащение получено образовательными организациями в рамках Программы за счет федеральных средств.

В зданиях образовательных организаций имеются в наличии: сенсорные комнаты, кабинеты психолога, логопеда, аппаратно-программные комплексы для слабослышащих, слабовидящих учащихся, для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, комплекты индивидуальных средств для слабовидящего учащегося, системы звукового поля, логотренажер для коррекции речи, сидения для унитаза с регулируемой высотой, опоры для туалетной комнаты, пандусы-платформы складные. В МАОУ «Центр образования № 13 имени Героя советского союза Н.А.Кузнецова» поставлено автономно-мобильное подъемно-транспортное средство наклонного перемещения (лестничный подъемник) с беспроводной системой вызова помощника, в школы приобретаются тактильные таблички и указатели.

С 2011 по 2015 годы на базе МАОУ СОШ № 5 имени Ю.А.Гагарина действовала федеральная стажировочная площадка «Распространение во всех субъектах Российской Федерации современных образовательных и организационно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов». Коллективом школы накоплен обширный методический материал по данной теме. По результатам работы стажировочная площадка в 2015 году награждена дипломом Министерства образования и науки Российской Федерации за успешную реализацию лучших практик по направлению «Распространение современных организационно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, по результатам деятельности в рамках мероприятия «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей» Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы.

Работу с педагогами, осуществляющими в городе Тамбове реализацию программы «Доступная среда», традиционно проводит коллектив МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» по утвержденному плану. Специалисты учреждения регулярно ведут методические объединения педагогов-психологов, также организуют ряд мероприятий для педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций города Тамбова.

Повышение квалификации происходит также через организацию методической работы в школах в форме обобщения педагогического опыта, обучающих семинаров, круглых столов, работу творческих групп, а также проведение стажировок.

27 октября 2014 года подписано Распоряжение Правительства Российской Федерации от № 2136-р «О продлении до 2020 года срока реализации государственной программы «Доступная среда». На очередных этапах ее действия перед муниципальными образовательными организациями стоят задачи развития модели инклюзивного образования, совершенствования механизмов предоставления образовательных услуг детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья. 

Итогом реализации Программы за период 2011-2018 годов в муниципальных образовательных организациях является результативная организация инклюзивного образования, обеспечение успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

Постановление администрации города Тамбова от 11.12.2015 № 9073 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожная карта») «Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в муниципальном образовании городской округ-город Тамбов (2015-

     >>>