A
A
A

Комитет образования

Комитет по предупреждению чрезвычайных ситуаций общественной безопасности и охране окружающей среды

Комитет по предупреждению чрезвычайных ситуаций общественной безопасности и охране окружающей среды  >>>

Методические материалы

Действия работников организаций при угрозе и возникновении на территории региона (муниципального образования) чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера

Стихийные бедствия, аварии и катастрофы весьма частые явления в нашей стране. Это опасные природные явления или процессы геофизического, гидрологического, атмосферного и другого происхождения таких масштабов, которые вызывают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, разрушением и уничтожением материальных ценностей, поражением и гибелью людей и животных.

Подлинным бичом человечества являются землетрясения, наводнения, массовые лесные и торфяные пожары, селевые потоки и оползни, бури, ураганы, смерчи, снежные заносы, обледенения. Они только за последние 20 лет унесли более 3 млн. человеческих жизней. Почти 1 млрд. жителей нашей планеты, по данным ООН, за этот период испытал последствия стихийных бедствий. Каждому стихийному бедствию, аварии и катастрофе присущи свои особенности, характер поражения, объем и масштабы разрушений, величина бедствий и человеческих потерь. Каждая по-своему накладывает отпечаток на окружающую среду. Там, где стихийным бедствиям, авариям и катастрофам противостоят высокая организованность, четкие и продуманные мероприятия федеральных и местных органов власти, подразделений и частей МЧС, специализированных сил и средств других министерств и ведомств в сочетании с умелыми действиями населения, происходит снижение людских потерь и материального ущерба, более эффективно осуществляются мероприятия по ликвидации их последствий. Это наглядно было подтверждено крупным землетрясением в Армении, смерчами в Ивановском и Приморском краях, лесными пожарами в Читинской и Иркутской областях, авариями в Башкортостане, Арзамасе и других местах. Заблаговременная информация дает возможность провести предупредительные работы, привести в готовность силы и средства, разъяснить людям правила поведения. Все население должно быть готово к действиям в экстремальных ситуациях, к участию в работах по ликвидации стихийных бедствий, аварий и катастроф, уметь владеть способами оказания первой медицинской помощи пострадавшим

Предупреждение ЧС обеспечивается заблаговременным проведением органами управления, силами и средствами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС, комплекса организационных, инженерно-технических и специальных мероприятий, направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Данный комплекс включает:

· организацию мониторинга, наблюдения и лабораторного контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов;

· прогнозирование ЧС;

· оценку риска возникновения ЧС;

· организацию государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от ЧС;

· организацию и проведение государственного надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;

· участие в лицензировании видов деятельности в области промышленной безопасности и декларировании безопасности промышленных объектов;

· планирование и осуществление комплекса превентивных мероприятий, направленных на предупреждение ЧС;

· создание и совершенствование нормативной правовой базы в области защиты населения и территорий от ЧС;

· экономическое регулирование деятельности по снижению риска возникновения ЧС;

· создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации ЧС.

При возникновении ЧС в зависимости от их характера и масштабов защита населения может осуществляться по следующим основным направлениям (в комплексе или отдельно):

· локализация ЧС в целях снижения воздействия поражающих факторов ее источника;

· ограничение (запрет) доступа в зону ЧС;

· рассредоточение и (или) эвакуация из зоны ЧС;

· укрытие в защитных сооружениях;

· обеспечение средствами индивидуальной защиты;

· медицинское (в том числе медицинские мероприятия по защите) и другие виды первоочередного жизнеобеспечения.

Ликвидация последствий ЧС природного и техногенного характера осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возникла ЧС, под непосредственным руководством соответствующего руководителя ликвидацией ЧС или лица, им уполномоченного.

При недостаточности имеющихся сил и средств для ликвидации последствий или локализации возникшей ЧС соответствующий руководитель (орган исполнительной власти) может обратиться к соответствующему вышестоящему руководителю (органу исполнительной власти) с целью получения необходимой помощи и (или) принятия на себя координации или руководства работами.

В ликвидации последствий ЧС могут принимать участие общественные организации, объединения и граждане под руководством соответствующих органов управления по делам ГОЧС, при наличии у участников ликвидации соответствующей подготовки, подтвержденной в аттестационном порядке.

На все министерства и ведомства, привлекаемые к работам в системе РСЧС, возлагаются определенные задачи.

Основными задачами Минздрава России являются:

· обеспечение функционирования и развития службы медицины катастроф Минздрава России, службы надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой и поддержание их в состоянии готовности;

· организация разработки научно-методических основ подготовки ВСМК и ее работы при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, организация взаимодействия входящих в нее сил и средств, а также подготовка, усовершенствование и аттестация специалистов ВСМК;

· создание и организация работы федеральной и региональных межведомственных координационных комиссий ВСМК;

· разработка, внедрение и совершенствование методов и средств оказания медицинской помощи и лечения пораженных (больных) с учетом характера ЧС;

· организация и координация работ по оказанию медицинской помощи пораженным (больным) в зонах ЧС;

· координация работ по эвакуации пораженных (больных) из зон ЧС;

· обеспечение экстренных поставок лекарственных средств для ликвидации ЧС;

· сбор, обобщение, анализ и представление органам государственной власти и органам управления РСЧС данных о пораженных (больных) в зонах ЧС;

· участие в организации и осуществление оперативного контроля измерений радиоактивного и химического загрязнения в зонах ЧС;

· наблюдение, оценка и прогнозирование санитарно-эпидемиологической обстановки на территории Российской Федерации;

· предупреждение, выявление и пресечение нарушения требований санитарно-эпидемиологической безопасности и охраны здоровья населения:

· участие в организации и выполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в зонах ЧС силами ведомственных формирований постоянной готовности;

· создание резервов медицинского имущества, лекарственных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических средств, рациональное их размещение и поддержание в готовности;

· разработка методических основ обучения и подготовки населения к оказанию первой медицинской помощи в ЧС.

Таким образом, в общей системе РСЧС на Минздрав России возложены головные функции в решении вопросов организации медико-санитарного обеспечения населения в ЧС.