You are here

Content

Гонцы-почтальоны осуществляли связь между городами. Позже появилась конная почта, гонцы которой одевались в особую форму и имели знаки отличия. По мере расширения связей между государствами, возникла эстафетная почта. Позже курьерские линии. За опоздание курьеру грозило серьёзное наказание. К моменту строительства Тамбовской крепости (1636 г.) на обширной территории Руси уже было его несколько трактов, по которым проходило почтовое сообщение. На территории дикого поля (так называли наги край в прошлом) из-за его обширности и труднопроходимости ещё долгое время была одноконная почта — нанимались гонцы, которые в установленных местах в назначенное время передавали почту. За свой труд эти люди получали «прогоны» - деньги серебром за версту.

Увеличивался объём рассылаемой почты, и расширение сети дорог в XVII привело к созданию в Москве Ямского приказа, который взял под контроль деятельность ямщиков, обслуживающих почтовые тракты.

В конце XVII в. почтовая корреспонденция стала поступать не только на воеводинский и архиерейский дворы Тамбова, но и на почтовую станцию, которая была организована по царскому указу вблизи Астраханского тракта и размещалась в 2 избах с конюшнями. На станции служили ямщики, жили они в ямской слободе за пределами тамбовской крепости. Ямщики носили форму зелёного цвета с изображением орла на правом рукаве и почтового ротка на левом. Корреспонденция в то время перевозилась в телегах и кибитках, затем появились венские коляски и кареты, зимой — сани.

Появление в Тамбове почтового дома (1786г.), расположившегося недалеко от Астраханского почтового тракта стало одно из значимых событий.

В перестроенном виде здание сохранилось до наших дней, и выполняет свою первоначальную функцию. В 1848 г. в обиход вошли штемпельные конверты, в 1858 — марки, почтовые ящики. В этот же период почтовое ведомство полностью взяло в свои руки перевозку пассажиров и почты. С появлением железных дорог почтовые экипажи  отменяются. С появлением почтовых дорог после 1863 г. Тамбовский почтовый дом потерял первоначальное назначение и был перестроен в Тамбовскую губернскую почтовую контору.

По царскому указу в 1884 г. произошло объединение почтовых и телеграфных ведомств.

Наша почта была в первой семерке в стране. Земская марка была самая миниатюрная.

 В конце XVIII в Тамбове, недалеко от Астраханского тракта, был построен почтовый двор с гостиничными номерами, помещениями для ямщиков и лошадей, небольшим трактиром. Здесь путники получили ночлег, пищу, ямщики перепрягали лошадей и готовились в дальнейший путь. Мебель почтового двора отличалась, простотой и прочностью.